Дискуссия, как известно, разгорелась после недавней годовой коллегии Минфина, на которой Дмитрий Медведев поручил проработать соответствующий вопрос. Это, замечу, было поручение именно разобраться, а не предложить, как взимать такой налог.

Своевременное, надо отдать должное, поручение.

А началось все с информационного письма Минфина России от 20.02.15 №03-04-06/8370.

В данном Письме, ссылаясь на соответствующие нормы Налогового кодекса РФ, Гражданского кодекса и закона «О валютном регулировании и валютном контроле», Минфин практически формулирует свое мнение: НДФЛ с продажи валюты должен взиматься. Да, дословно так изложено не было, но позиция ведомства обозначена достаточно четко, свидетельством чему являются и завершающие слова: «исчисление и уплата налога производятся налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговой декларации, подаваемой в налоговый орган по окончании налогового периода». Логика же для вывода о том, что надо платить, простая: при определении налогооблагаемой базы учитываются все доходы налогоплательщика, в том числе и доходы от продаж валюты, потому что последняя является не чем иным, как имуществом.

Тогда, в феврале 2015 года на Письмо внимания почти не обратили. Сейчас, когда в апреле заканчивается период для декларирования доходов, вопрос весьма актуализировался.

Так надо или не надо платить?

Почитаешь одни нормы упомянутых выше законов, вроде, надо платить. Почитаешь другие, о которых Минфин естественным образом не упоминает, вроде, платить и не надо. Классика: «Закон, что дышло…».

К примеру, заслуживает внимания ст.39 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой валютные операции не могут считаться операциями по продаже (реализации) товаров или услуг. Если это не реализация, какой же доход и, соответственно, налог?

Есть и другие вопросы. Как известно, сегодня при продаже имущества, если срок владения им превышает 3 года, можно не платить НДФЛ (п.17.1 ст. 217 Налогового кодекса), получив соответствующее освобождение. Тогда все будут утверждать, что владели валютой более трех лет. Но просто утверждать мало, должен быть контроль за тем, кто и какое время владел валютой. И что самое забавное (употреблю-ка я это слово), это должен быть контроль за сроком владения вполне определенными купюрами. Бред какой-то… Но получается именно так, уж если валюта – это имущество, при продаже которого возможно освобождение от уплаты НДФЛ.

Вот чтобы этих вопросов не возникало, по моему мнению, должен быть установлен особый порядок налогообложения доходов при совершенствовании операций с иностранной валютой физическими лицами.

А пока такой порядок не установлен, и нормы законов можно трактовать так и сяк, самое лучшее – это не нервировать граждан еще и угрозой взимать НДФЛ с доходов, которые кто-то из них и вправду мог получить в условиях «валютных качелей».

Подавляющее большинство из тех, кто был вынужден менять рубли на те же доллары или евро, не заработать на этом хотели, а просто надеялись хоть как-то сохранить свои сбережения.

Кроме того, в условиях, когда снижается жизненный уровень людей (в марте 2015 года реальные зарплаты упали на 9,3% по сравнению с соответствующим периодом 2014 года), такой налоговый прессинг был бы вряд ли уместен.

Пока же учтем и будем руководствоваться заявлением, которое сделал министр финансов России Антон Силуанов 15 апреля 2015 года: «Никаких налогов на валютно-обменные операции граждан вводить никто не собирался и вводиться не будут».

Ну и молодцы…

Игорь Николаев

Источник: echo.msk.ru


Читайте также:

Греция опровергла информацию FT о готовящемся дефолте
Санкции и падение цены на нефть не смогли истощить резервы РФ
Шри-ланкийская рупия падает из-за импортёров доллара
Медведев: потери России от санкций могут вырасти в разы
Для чиновника "заработать" миллионы обычное дело
Греции предложили стать членом банка развития БРИКС
России нужны крупные проекты
Иностранные доноры уходят, так как их гранты разворовывают

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:

Top