Такого маловодья на реке не было 100 лет. Называют тех, кто это устроил

Генпрокуратуру, министра природных ресурсов РФ и президента России «зеленые» просят разобраться в истинных причинах экологической катастрофы в Волго-Ахтубинской пойме

Нынешнее маловодье на Волге называют крупнейшим за век. Особенно тяжко приходится сейчас жителям поселков на левом берегу Волги и на острове Сарпинском, крупнейшем по площади речном острове в Европе. Колодцы пересохли. Людям уже не хватает воды не только на полив огородов, но и для питья. На днях жители острова Сарпинский едва не подрались «стенка на стенку» с дачниками, включившими насос для полива. Закончилось тем, что молодой поселянин проник на территорию насосной станции, отключил насос, а возмущенным дачникам на все претензии кричал: «Только через мой труп!». Лишь благодаря вмешательству полиции обошлось без жертв.

Что уж говорить про бессловесные растения, рыбу и животных в природном парке Волго-Ахтубинская пойма: они просто гибнут. Из-за небывало малого сброса воды Волжской ГЭС влага в ерики, озера и протоки Волго-Ахтубинской поймы так и не зашла.

Природный форс-мажор или жадность владельцев ГЭС?

Официальная версия гидроэнергетиков: причиной маловодья стала малоснежная зима. Пресс-служба Волжской ГЭС ссылается на режим водосброса, установленный Федеральным агентством водных ресурсов. Мол, мы – только исполнители правил и предписаний, которые «сверху» присылает Москва.

С версией природного форс-мажора не согласились экологи и ихтиологи Волгоградской области. Аналогичную позицию заняла народная политическая партия «Альянс Зеленых и Социал-демократов» в регионе.

— Мы считаем, что гидрологи допустили ошибку или преступную халатность, — говорит председатель регионального отделения партии «Альянс Зеленых» Людмила Соловьева, эколог по образованию. — Воду ГЭС начала сбрасывать ориентировочно со 2 мая.  И по нашему мнению, и без того тяжелая ситуация усугубляется действиями гидроэнергетиков.

Служба по связям с общественностью объяснили, насколько я знаю, идет сброс со скоростью 10 тысяч кубометров в секунду, максимальный сброс был 16 тысяч кубометров в секунду. А для достижения более-менее приемлемого уровня воды надо, чтобы этот показатель составлял 25-26 тысяч кубов. В самом маловодном году, 2006-м, они скидывали 18 тысяч, и это была катастрофа, потому что вода не зашла в пойму, все ерики и озера высохли. Пойменные луга погибли. В этом году вода вообще не зашла в пойму. Вопрос, что мешало гидрологам дать 26 тысяч кубов на два дня, чтобы вода хотя бы вошла в пойму, чем держать уровень, которого недостаточно даже для минимального обводнения поймы? Это все равно было бы плохо, но не так катастрофично, как сейчас. Сейчас высохнет вся пойма, ни рыбы, ни птиц, ни другой живности там не будет. Нас ждет катастрофа, на фоне которой померкнет катастрофа 2006 года.

Мы считаем, что катастрофические последствия, которые ожидают пойму, являются следствиями грубых нарушений правил регулирования стоков Волго-Камского каскада. Эти правила были разработаны в 80-х годах, но их сейчас никто не учитывает. Себестоимость электроэнергии, вырабатываемой на Волжской ГЭС, составляет шесть копеек киловатт в час, а цена реализации – шесть рублей. Выгоднее электроэнергию вырабатывать в больших объемах зимой, потому что темное время суток больше и холода, и поэтому через турбины сбрасывают максимальные расходы воды. А на весну не хватает. Что касается кивков на малоснежную зиму: Волго-Камский бассейн рассчитан на многолетнее регулирование, и если бы правила соблюдались, то,  считаем, можно было бы свободно выдержать три засушливых года подряд, обеспечивая нормальное весеннее половодье. Но, к сожалению, во главу угла сейчас во всем поставлен бизнес.

На прошлой неделе волгоградские «зеленые» обратились в Генпрокуратуру, к министру природных ресурсов РФ и к президенту Российской федерации с просьбой разобраться в причинах нынешнего маловодья на Волге и экологической катастрофы в Волго-Ахтубинской пойме.

За все заплатят налогоплательщики?

Экстренные меры сейчас принимаются для спасения растительного мира природного парка. По распоряжению губернатора Андрея Бочарова, с 25 мая началась закачка воды в Каширинский и Краснослободский тракты  для заполнения в следующие дни  ериков  и озер  в Среднеахтубинском районе региона, в Волго-Ахтубинской пойме и в Кировском районе Волгограда. На эти цели выделяются огромные деньги – около 204 миллионов рублей, в том числе из резервного фонда области.

Но рыбу это уже не спасет. Она не успела отнереститься. По мнению ихтиологов, для полного восстановления рыбных ресурсов Волго-Ахтубинской пойме теперь потребуется как минимум десять лет. При соблюдении главного условия — достаточный объем воды, который с каждым годом становится все меньше.

Специальные меры в связи с маловодьем введены не только на Волге, а также в Донском бассейне и на Волго-Донском судоходном канале.

Для комплексного решения проблемы волгоградский регион вместе с научным сообществом и специалистами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации разрабатывает долгосрочную концепцию обводнения Волго–Ахтубинской поймы.

Меж тем ответственности за эту экологическую катастрофу, устроенную, как утверждают «зеленые» гидроэнергетиками, похоже, никто не понесет.

— Волгоградское  водохранилище – это, по сути, колоссальная емкость для воды, которая создается при помощи перегораживающей русло реки плотины, — объясняет, как именно можно искусственно менять климат и устраивать где-то засуху, а в других местах – наводнение, эколог,  председатель регионального отделения партии «Альянс Зеленых» Людмила Соловьева. — Напор воды, создаваемый плотиной, дает возможность вырабатывать электроэнергию на агрегатах гидроэлектростанции. Водохранилища накапливают воду, когда ее много, и отдают воду, когда ее мало. Соответственно уровень воды в водохранилище не является постоянным. К весне он минимален – за зиму гидроэлектростанции вырабатывают много воды для производства электроэнергии. Весной, после начала таяния снега, воды в реках становится намного больше и водохранилище начинает наполняться. Мы считаем, что руководство Волжская ГЭС в весенней период сбрасывает меньше воды из водохранилища, чем в нее поступает. Логика поведения руководителей  ГЭС, которые освобождены реформой электроэнергетики от реального контроля и ответственности за свои действия, представляется простой и сопоставимой с логикой руководства Волжской ГЭС принципа «все для прибыли».

Чем выше заполнено водохранилище, тем ниже себестоимость вырабатываемой ГЭС энергии -и, соответственно, тем выше ее доходы.

К сожалению, экономические трудности страны отразились и на режиме работы  гидроузла, и, насколько можно судить, к началу паводка руководство ГЭС подошли не полупустыми, что необходимо для нормального наполнения  Волго-Ахтубинской поймы, а, напротив, с заполненными водохранилищами, но по какой-то только им известной причине сброс воды в нужном объеме не происходит.  В настоящий момент сохраняется угроза полного уничтожения флоры и фауны уникального природо-охранного парка. На лицо – искусственно организованное маловодье Волго-Ахтубинской поймы. А стоимость маловодья в Волгоградском регионе опять оплатят налогоплательщики.

Ольга Поплавская

Источник: yug.svpressa.ru


Читайте также:

ЕАЭС: проблемы и тенденции
Забытая "морозовская стачка" и ее уроки
ООН призывает ЕС защитить гибнущих в Средиземном море мигрантов
Шкиряк: спецслужбы РФ возможно убили Бузину
Порошенко: экономическая ситуация в стране – просто шик
Как нас обманули, или Украина переселяется в Россию!
Переселение из Украины: а страну кто будет поднимать?
Мизулина предложила ввести презумпцию добросовестности родителей

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:

Top